Вы здесь

Инновационная деятельность бизнес-лаборатории

У инновационной деятельности есть своя специфика, качественно отличающая именно сам формат инвестиций в нее от вложений в традиционные отрасли, тем более в российских условиях, где пока еще система инвестирования в инновационные проекты работает в условиях финансовой и законодательной неопределенности.

Основными заказчиками инноваций выступают крупные промышленные и торговые предприятия, т.к. они стремиться поддерживать лидирующие позиции на рынка, что в свою очередь невозможно без инноваций. С формальной точки зрения все инновации, заказчиками которых являются крупные предприятия можно условно разделить на несколько типов.

Первый тип-«организационно-управленческие»новации: формируют эффективные механизмы взаимодействия и отношений между подразделениями,предполагаютпланированиеибюджетирование,компьютеризациюуправленческойинформации, например, внедрение ЕRР­ систем.

Второй тип - «рыночные» новации: выстраиваются в сбытовые и распределительные сети, логистические цепочки, маркетинговую политику, возможно образование вертикально-интегрированных связей и механизмов, например, изменение упаковки или дизайна продукции, обновление и расширение ассортимента продукции.

Третий тип-«модернизация»,обновляется оборудование, закупаются готовые технологические линии и технологии,создаются исследовательские подразделения,задача которых-разрабатывать оригинальные продукты на базе заимствованных технологий,например, осуществлять поиск новых незанятых рыночных ниш или внедрять системы автоматизированного проектирования.

Четвертый тип-«инновационно- технологические» инновации: поиск технологий,создание корпоративных НИИ и венчурных фондов,привлечение профильных научных коллективов,например, диверсификация патентно-лицензионной политики.  

В настоящее время российский рынок инноваций можно охарактеризовать в рамках четырех основных тенденций: малый инновационный бизнес плохо встроен в рыночные отношения, слабо развиты механизмы поддержки инновационных старт-апов, крупный и средний бизнес не инвестируют в инновационные проекты из-за высоких рисков и, соответственно, на рынке ощущается острая нехватка инвестиций в инновационное развитие. В таких условиях необходимо предпринимать меры по поддержки инновационной деятельности в стране.

 Проведем SWOT-анализ развития инновационного бизнеса в России и выявим основные возможности и опасности, сильные и слабые стороны в развитии российского инновационного предпринимательства.

Сильные стороны:

  •  Высокий научный потенциал России;
  • Сильное техническое образование российских вузов и высокий интеллектуальный потенциал студентов;
  • Существует потребность в развитии инновационного бизнеса;
  • России - страна с населением, обладающим нестандартным мышлением;
  • Возможность первопроходца «снять сливки» идеи и ноу-хау.

Слабые стороны:

  • Низкий уровень взаимодействия ВУЗов с бизнесом;
  • Слабая поддержка государством инновационного бизнеса (налоговая, инвестиционная);
  • Отсутствие стимулов для среднего и крупного бизнеса заниматься инновациями;
  • Отсутствие работающей инновационной инфраструктуры и национальной инновационной системы;
  • Финансирование долгосрочных проектов очень рискованно;
  • Минимальные бюджеты инновационных команд.

Угрозы:

  • Неуклонное «вымывание» кадров и постепенное исчезновение научных школ;
  • Потеря интереса международных технологических компаний и венчурных фондов к российским технологиям;
  • «Шлейф» неудачных попыток создания свободных экономических зон («налоговых дыр») - отрицательный имидж, который может помешать установлению необходимых налоговых и инвестиционных льгот для инновационного бизнеса.

Возможности:

  • Неудовлетворенный спрос крупного и среднего бизнеса в инновациях;
  • Высокий потенциал роста малых инновационных компаний;
  • Неудовлетворенный спрос международных венчурных фондов в эффективных инновационных проектах;
  • Наличие крупного инвестиционного резерва в стране;
  • Пустующая ниша агентств по трансферу технологий;
  • Желание нынешнего руководства страны заниматься развитием инновационной инфраструктуры.

Сейчас в России стоит задача интенсивного развития бизнеса, т.к. «шквальный» поток нефте долларов угас. «Нам нужны улучшения. Последовательные, небольшие. В том, как работает ваш бизнес. В том, как обучаете людей. На рынке чаще имеют успех не пионеры, а хорошо изучившие их ошибки последователи. Чтобы совершить технологический прорыв, нужны десятки и сотни не успешных, но от этого не менее дорогих экспериментов. Это делает конечный продукт дороже. Когда же успешное решение найдено, продукт пионера часто имеет неудобные рудименты от этих экспериментов. Второму остается повторить то, что работает, и улучшить то, что не работает. В результате второй побеждает, и его запоминают как первого. Кто сегодня вспомнит, что Xerox, а не Apple или IBM, придумала персональный компьютер, мышку, графический интерфейс и Ethernet?» - согласимся с Русланом Фазлыевым, основателем Ecwid

Изобразим схематически механизм развития инновационного предпринимательства с участием бизнес-лаборатории.

Поясним подробнее, какие именно функции лаборатория может аккумулировать. Для разработчиков и научных коллективов бизнес-лаборатория предоставляет услуги: поиск инвесторов; предоставление информации и организация маркетинговых, патентных и др. исследований, консалтинг по вопросам интеллектуальной собственности, обеспечение правовой поддержки, помощь в разработке или разработка бизнес-планов и ТЭО, формирование бизнес-предложений и инвестиционных заявок, подготовка конкурсной документации. Для предприятий и инвесторов бизнес-лаборатория предоставляет услуги по поиску перспективных проектов, новейших продуктов и технологических решений на основании запрашиваемой информации. Рассмотрим подробнее этапы создания и развития инновационного бизнеса и определим место бизнес-лаборатории на каждом этапе:

Первый этап - «посев».

Главная цель – получить целевой продукт бизнеса. Главные события - подтвержденный старт инноваций, привлечение первых инвестиций, формирование проектной команды. Инвестиции на этом этапе могут быть осуществлены профессиональными фондами Бизнес-ангелами или самим инвестором, его семьей, друзьями и другими знакомыми. Первый этап дает старт взаимодействию проектного коллектива и бизнес-лаборатории, когда инициатор идеи осознает потребность в профессиональной помощи.

Второй этап -«старт-ап ».

Главная цель – разработка технологического процесса серийного производства целевого продукта будущего бизнеса. Главные события - реализуются первые продажи. На этом этапе типичным инвестором становится институциональный Венчурный фонд. Второй этап требует профессиональной поддержки научных специалистов и профессиональных управленцев, поэтому бизнес-лаборатория активно взаимодействует с проектным коллективом. В конце этого этапа МСМП входит в «долину смерти».Долина смерти - это участок на временной шкале, когда идея новатора и основанная на ней бизнес-модель проходят испытания реальностью. Начинается она с момента первых продаж, то есть с той точки, где кривая финансовых потоков, находясь в отрицательной области значений проходит «точку перегиба». Собственно, изменение траектории и есть следствие начала продаж. Если динамика прироста продаж позволяет изменить характер кривой, а бюджета проекта достаточно, чтобы компенсировать разницы в операционных расходах и доходах от продаж, то у проекта есть шанс преодолеть «Долину смерти» и дойти до «точки безубыточности». Это точка пересечения кривой с осью абсцисс (ось Х), когда кривая переходит в положительную область (положительный финансовый поток).Если же доход растет медленнее, чем ожидалось, менеджменту бизнеса надо предпринять серьезные усилия по качественному преобразованию бизнес-модели. Одновременно с этим менеджменту надо изыскать резервы, чтобы счет компании не ушел «в минус». Следовательно, менеджмент должен иметь источники «коротких» или «длинных» денег.

Третий этап – пилот (экспериментальное производство).

Главная цель - создание производственной компании и выход на проектную мощность по производству целевого продукта будущего бизнеса. Главные события - «проверка прочности компании» и преодоление «точки безубыточности ».На этом этапе типичным инвестором становится институциональный фонд Прямых инвестиций. В этот момент бизнес становится более самостоятельным и заканчивается этап взаимодействия с бизнес-лабораторией.