Вы здесь

Концепция стратегического планирования

Сратеги¬ческое планирование — управленческий процесс создания, поддержания соответствия между целями компании и ее потенциальными возможностями. Принципы стратегического планирования отражают исходные положения, характер и содержание деятельности по стратегическому планированию. Правильное соблюдение принципов создает предпосылки для эффективной работы компании и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Еще А. Файоль определил четыре основных принципа стратегического планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это: единство, непрерывность, гибкость, точность. Рассел Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип стратегического планирования - принцип участия.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности:

1. Принцип единства

Этот принцип предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер.

Понятие система означает:

1) существование совокупности элементов;

2) взаимосвязь между ними;

3) наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела, финансового отдела). Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если цели не отражены в планах других подразделений. Таким образом, взаимосвязь подразделений - главная черта координации планирования.

Интегрирование планирования в деятельность предприятия предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует, исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это не просто совокупность, набор документов, это взаимосвязанная система.

2. Принцип непрерывности

Смысл принципа непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установления цикла, а разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Непрерывность процесса планирования обусловлена следующими важными предпосылками:

  •  вариантностью развития внешней среды и наличием непредусмотренных изменений, - все это делает необходимым постоянную корректировку планов компании относительно внешних условий;
  •  изменяются не только фактические предпосылки, но и представления компании о своих внутренних ценностях и возможностях;
  •  процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников компании в плановую деятельность.

3. Принцип гибкости

Он связан с принципом непрерывности и заключается в способности изменять направление деятельности в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для выполнения принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Придание гибкости планам при помощи создания дополнительных резервов также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

4. Принцип точности

Всякий план должен быть составлен с максимальной степенью точности. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях.

5. Принцип участия

Этот принцип тесно связан с принципом единства и означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Принцип предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Реализация принципа участия способствует следующему:

  •  каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее деятельности;
  • личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников;
  •  работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач;
  •  планирование на уровне отдельных подразделений объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство и планирование (планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, а руководители сами участвуют в их составлении).

Если компания невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между ее руководством и работниками.

6. Единая система принципов

Все принципы объединены в единую систему, способную обеспечить стра¬тегическую устойчивость корпорации. Однако функционирование в современной экономике основано на покрытии всех потребностей предприятия, поэтому рациональная организации финансов предприятия должна основываться на соблюдении и специфических принципов. Заметим, что в перечне содержаться как принципы, дублирующие рассмотренные выше общие принципы стратегического управления, так и принципы, учитывающие специфику именно финансового стратегического планирования:

1. принцип единства, который предполагает единство методологии разработки финансовых планов и расчетов финансовых показателей, целей и задач развития;

2. принцип системности;

3. принцип научности, состоящий в том, что в процессе финансового планирования необходимо учитывать принципы законодательного и нормативного регулирования;

4. принцип участия, когда все участники процесса планирования взаимозависимы и ответственны за результаты;

5. принцип непрерывности заключается в том, что планирование осу-ществляется в рамках единого производственного цикла;

6. принцип гибкости (маневренности) состоит в придании финансовым планам возможности изменять направ¬ления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств;

7. принцип точности предполагает детализацию и конкретизацию целей, задач и показателей;

8. принцип главенства предполагает решающее слово собственника в решении конкретных задач с учетом его интересов;

9. принцип коммерческой тайны заключается в том, что любая инфор-мация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, представляющая коммерческий интерес для других субъектов хозяйствования не подлежит разглашению;

10. принцип эффективности заключается в необходимости обеспечения результативности планирования.

11. принцип самофинансирования предполагает необходимость пре-имущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными

12. принцип самоокупаемости предполагает полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ и услуг выручкой от их реализации;

13. принцип платежеспособности предусматривает, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать поддержание платежеспособности предприятия в любое конкретное время, то есть обеспечение расчетов с бюджетом, фондами, кредиторами и т. п.;

14. принцип соответствия сроков расчетов, то есть соответствие сроков получения и использования финансовых средств;

15. принцип сбалансированности рисков;

16. принцип концентрации, который предполагает выделение ключевых областей деятельности, требующих приоритетной концентрации финансовых ресурсных для достижения стратегических целей.

Кроме того, в рамках стратегического финансового планирования компании стремятся обес¬печить синергический эффект, наприме, используя финансовый рычаг - это инструмент повышение эффективности работы предприятия за счет привлечения внешних кредитов.

Разработка финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели, эта деятельность должна быть основана на творческом подходе; то есть обеспечивать выявление и использование не учтенных внутрихозяйственных резервов, находить методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационально расходовать материальные и денежные ресурсы, улучшать потребительские свойства выпускаемой продукции и т.д. Таким образом, очевиден принцип творческого подхода к финансовому стратегическому планированию.

Финансовое планирование, как и любое другое, может быть: кратко-срочным (до 1 года); среднесрочным (до 5 лет); долгосрочным (свыше 5 лет). Краткосрочный финансовый план входит в качестве одного из разде-лов в бизнес-план предприятия.

Долгосрочное финансовое исключает детали, осуществляет агрегирование инвестиций по нескольким (близким) товарам. Например, в начале процедуры планирования каждое производственное подразделение разрабатывает несколько альтернативных бизнес-плана (обычно сроком на 5 лет):

  •  план агрессивного роста, предусматривающий большой объем ка-питаловложений, в том числе в разработку новых товаров, увеличе¬ние доли на рынке или выход на новый рынок;
  •  план нормального роста, согласно которому объемы производства будут расти вместе с рынком, но не за счет вытеснения конкурен¬тов;
  •  план постепенного сворачивания операций, который предлагает минимальные инвестиции, имея в виду постепенное сокращение операций и дальнейшую ликвидацию подразделения;
  •  план изъятия капиталовложении, предусматривающий продажу или ликвидацию подразделения.

Соответственно каждый из четырех альтернативных бизнес-планов бу-дет иметь определенный план движения денежных средств. Заметим, что стратегическое финансовое планиро¬вание должно оценивать в целом инвестиционные возможности предприятия.

С нашей точки зрения, важнейшей задачей стратегического финансового планирования является соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

Сегодня все большую роль в стратегических решениях менеджмента компании играет стоимость компаний. При этом инвесторы (владельцы собственного и заемного капитала) предъявляют определенные требования по отдаче на капитал, соответственно менеджеры должны принимать решения с учетом необходимости генерировать отдачу не менее требуемой инвестором. Поэтому для финансового управления значимым становится понятие стоимости капитала. Сегодня, когда крупные российских компаний вышли на международный фондовый рынок для привлечения крупных иностранных инвестиций, проблема управления стоимостью компании выходит на первый план.

Модель управления, основной задачей которой является повышение стоимости компании с целью дальнейшей её перепродажи, может быть эффективно применена на предприятиях, рассчитывающих на крупные инвестиции, а также планирующих размещение или разместивших свои ценные бумаги на фондовом рынке.

В экономических терминах создание дополнительной стоимости осуществляется следующим образом: богатство индивидуума, то есть объем ресурсов, которые доступны для его потребления, в конце периода, должно быть больше в сравнение с тем, чем он располагал в начале периода.

Таким образом, исследование общих принципов стратегического планирования как вида управленческой деятельности позволило выявлять специфические принципы, лежащие в основе финансовой деятельности предприятия, к которым относятся принципы: самофинансирования, самоокупаемости, платежеспособности, минимизации рисков, соответствия сроков расчетов, концентрации, синергии, творческого подхода, целостного подхода. Эти принципы лежат в основе процесса стратегического планирования финансовой деятельности предприятия. Соблюдение этих принципов необходимо для повышения эффективности процесса создания оптимального плана деятельности и снижение вероятности получения отрицательных результатов планирования.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор экономических наук Щесняк К.Е.

Любое воспроизведение, копирование, распространение или цитирование данной статьи невозможно без письменного разрешения владельца авторских прав -

Щесняка К.Е.