Вы здесь

Реализация инновационных проектов бизнес-лабораторией

Проект представляет собой определенную последовательность действий, которые четко формализованы. Бизнес-проект - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться новатор или инвестор, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому бизнес-проект в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Условно можно разделить начальный процесс реализации инновационного проекта на три стадии. На первой стадии проводиться обзор концептуальных отраслей для развития инновационного комплекса, осуществляется разработка системы критериев ранжирования проблем и определяются важнейшие проблемы, требующие решения. На второй стадии развития проекта осуществляется разработка методического и организационного обеспечения, происходит формирование бизнес-коллективов для решения поставленных задач и формирование необходимой инфраструктуры для развития бизнес-коллективов в сфере инноваций. На третьей стадии подготавливается пилотный образец и происходит выход на рынок.

Рассмотрим подробнее каждый этап реализации проекта:

1. Формирование идеи проекта заключается в анализе показателей активности в отрасли, динамики на рынках сбыта, показателей уровня жизни и их динамики за несколько лет в регионе, показателей спроса и предложения, рисков и способов минимизации рисков. В результате появляется экспресс-оценка идеи/проекта. На данном этапе должны быть определены основные критерии проекта, такие как:

  • состав команды проекта;
  • норма доходности проекта;
  • срок реализации проекта;
  • потенциал роста отрасли и стоимости активов и в течение ближайших 3-5 лет;
  • наличие в проекте девелоперской составляющей - возможности создать новый продукт, бизнес-модель, масштабировать бизнес-модель или перенести ее реализацию на новую территорию.

2. Формирование бизнес-плана проекта

Бизнес-план предполагает формализацию организационный части проекта, формирование поэтапного плана сбора юридической документации и заключений, проведение углубленного анализа рисков, угроз, конкурентов, проведение анализа преимуществ и недостатков, составление детального финансового плана и плана реализации проекта, разработку концепции маркетинга (продукт, покупатель, стоимость, продвижение).

Существует четыре вида инновационных продуктов:

  • новый продукт для нового рынка
  • новый продукт для существующего рынка
  • «нишевой» продукт
  • «чиповый» продукт

3. Приобретение проекта- это комплекс мер по проведению системного due-diligence (процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования и множество других факторов) проекта, включая право устанавливающие и учредительные документы, бухгалтерский и управленческий учет, проведение регистрационных действий по смене собственника

4. Проектирование – это процесс адаптация актива, выявлении всех сценариев развития проекта исходя из прогнозируемого спроса, законодательных и нормативных ограничений и экономической конъюнктуры с целью выбора варианта оптимального пути развития проекта.

5. Реализация бизнес-плана- формирование проектной команды и системы мотивации для нее, привлечение проектного финансирования через банки-партнеры, организация бизнес-процессов. Реализовать бизнес-план – это значит выполнить все рабочие планы на предприятии и вне его для приведения бизнес-проекта из стадии бизнес-планирования в производственную стадию. Для этого необходимо составить реалистичный график различных стадий воплощения бизнес-проекта.

Стадии реализации проекта в таком графике должны быть отображены в пересчете на ресурсы и продолжительность каждого из этапов. Также должна быть составлена схема, в которой будут объединены все стадии реализации проекта. Это подробное описание должно охватывать всю инвестиционную фазу бизнес-плана – от начальных капиталовложений и до средств, необходимых для поддержания дальнейшего функционирования бизнес-проекта.

6. Выход из проекта. Заключительная стадия проекта - это полный или частичный выход из проекта, путем продажи доли в проекте стратегическим, портфельным или частным инвесторам и реинвестирование чистой прибыли в новые проекты.